Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 02.02.2025, 03:10

Сайт ГБДОУ №41

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Музыкальные руководители

Полищук Татьяна Сергеевна

 

Консультация для родителей                                                                                                 09.12.2024г                   

«Игры звуками — это музыкальная импровизация»

Одной их самых увлекательных и совершенно необходимых для детей форм первичного познания звукового мира, а через него и основ музыкального искусства, являются игры звуками. Удивительно, что этот вид деятельности даже не возник в отечественных музыкальных методиках. Исключение из музыкально- образовательного процесса данного этапа, подобно тому, как это существует в российской практике, закрывает музыкальное творчество для большинства детей даже в простейших формах. Автором, разработавшим идею игр звуками как первоначальной формы знакомства детей с миром музыки, является австрийский композитор Вильгельм Келлер, сподвижник и коллега Карла Орфа. Удивителен мир звуков, окружающих нас. Их так много, и они такие разные: вот жалобно мяукает кот, тонко позванивает хрусталь, таинственно шуршат листья под ногами, визжит тормозами машина и поет скрипка. И каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться ее услышать. Нам, взрослым, только кажется, что вся музыка давно сосредоточилась в фортепиано или симфоническом оркестре. На самом деле это не так - фантазия и воображение могут вдохнуть красочную жизнь в обычные бытовые звуки. «Марш деревянных кубиков», «Полька цветных карандашей» или «Скрипучее рондо» - такие пьесы увлекут не только малышей. Каждый знает, какого цвета небо, солнце, ночь, огонь ... А как ночь звучит? Переливается бархатно-черными звуками рояля или искрится сияющим звездным дождем колокольчиков и хрустальных стаканчиков? Может быть, она певучая и прохладная, как звуки металлофона? Можем ли мы представить и сыграть «разговор двух светлячков», «хор планет», «танец травинок», «марш муравьев»? Кажется невероятным, но можем, и легко. Даже совсем маленькие дети способны импровизировать свою музыку. Рожденная их фантазией, она проста и чудесна, как сама страна детства. Здесь из обычного металлофона рождается мерцающий огонек светлячка, простые рыболовные колокольчики «разговаривают» друг с другом о дружбе, а коробочки с крупой расскажут, как осенью грустно шуршат под ногами листья. Стоит только прислушаться и в легком постукивании карандашом по столу можно услышать незатейливую песенку дождика, в бумажном шелесте - целую сказку, рассказанную простым бумажным листком.

Сам педагогический процесс «омузыкаливания» бытовых шумов (звон, шуршание, стук, шорох) основан на стремлении ребенка самостоятельно организовать звуки, превращая их тем самым в музыку. Когда детям еще недоступны динамические, ритмические, структурные или иные способы организации звуков, единственно возможным способом формообразования становится спонтанная комбинаторика, одушевленная внутренним импульсом: «Это моя музыка!». Пространственно-временная композиция является самой элементарной формой до-ритмической и до-тональной музыки. Использование в музыкальном воспитании шумов и тембровых импровизаций на шумовых инструментах никак не противоречит сути самого музыкального воспитания: «Дитя хочет спонтанно выражать себя через звук и шум и хочет открывать новые звучания. Это будит фантазию и инициативу» (В. Келлер). Построение подобных композиций составляет лишь одну из многих форм активного музицирования детей. Что касается часто возникающих у педагогов сомнений, можно ли называть музыкой тот, с их точки зрения, беспорядочный шум, который ребенок производит с помощью инструмента, то здесь можно только посоветовать попробовать услышать разницу между тем, когда ребенок просто шумит и когда он пытается сыграть собственную музыку. Чуткий педагог безошибочно определит как «присутствие музыки» в потоке звуков, издаваемом ребенком, так и ее отсутствие. В данном случае проблема нам видится в невосприимчивости слушающего к принципиально иным способам организации звуков, которыми пользуется ребенок, не будучи наученным делать это «окультуренно». Музыка - это процесс, целостность которого поддерживается не только структурой, но также внутренними и внешними напряжениями. О феномене присутствия в музыке организующей силы духовной энергии замечательно написал Р. Штайнер: «Не правда ли, дело заключается в том, чтобы овладеть звуками? Но звуки - не музыка! Так же как тело человека не является его душой, так и звуки - это не музыка. Музыка находится между звуками. Существенно то, что есть между ними». Практика показывает, что даже трехлетние дети интуитивно знают об организующей силе духовной энергии, и не назвать «музыкой» их творческие проявления может только абсолютно глухой к сути самой музыки человек.

   

Кузнецова Наталья Юрьевна

Во что играть с детьми дома.                     

статью подготовила Кузнецова Н.Ю.

Каждый человек уже в силу своего рождения становится причастным к той или иной национальной культуре. Он впитывает ее с молоком матери, едва родившись на свет, с колыбельными песнями в младенчестве, со сказками и преданиями в детстве и со всеми обрядовыми, этическими эстетическим укладом жизни. Постепенно он сам становится носителем, а затем и со-творцом культуры своего народа.

Сегодня вновь стала актуальной идея возрождения России как многонационального государства, ее многонациональной культуры, национальной школы, осознание и познание своих национальных корней и умелое использование всего этого духовного богатства в воспитании и обучении молодого поколения.

ЧТО ТАКОЕ НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА?

Народная педагогика – система воспитания, основанная на национально-исторических особенностях конкретного народа, его традициях, обычаях, вере, и отражающая его менталитет, психологический склад и эмоционально-эстетические пристрастия. Народная педагогика аккумулировала в себе основные педагогические идеи многовекового опыта народа: сотрудничество в совместной жизнедеятельности, духовную самоотдачу и милосердие, возвышение духовных потребностей над «земными» и многое другое.

Цели народной педагогики: • формирование традиционного мировоззрения, «народности» души. • формирование нравственных привычек, воспитание трудолюбия, пробуждение у детей доброты и любви к людям, к родной природе. • развитие интереса, внимания к окружающему миру, народному слову и народным обычаям. • обогащение знаний о природе, развитие ума. • формирование эстетической, духовной культуры, воспитание художественного вкуса, тонкого ощущения прекрасного. • забота о здоровье, физическое развитие. • приобщение к истокам родного, истинного народного творчества,

знакомство с историей и традициями народа, воспитание национального достоинства. Все эти цели достигаются с помощью средств народной педагогики, устного и прикладного народного творчества и народных традиций.

Для развития ребенка важно развивать оба полушария головного мозга. За абстрактное мышление и речь отвечает левое полушарие, а художественные и музыкальные занятия помогают развиться правому полушарию. Поэтому так важно привить ребенку любовь к музыке. Играя с ребенком мамы, бабушки напевали ему маленькие песенки-потешки. Ребенок впитывал их с раннего детства, любил их, и на всю жизнь оставлял в памяти, передавая своим детям.

Некоторые игры с детьми я вам и покажу. Ценность этих игр в том, что они развивают разнообразные способности и умения.

Мир матери и ребенка

Взрослый (мама или папа), поглаживая ребенка по голове, по плечам ласково и нежно говоря сыну:

Ой ты, мой сыночек,

Пшеничный колосочек,

Лазоревый цветочек,

Сиреневый кусточек.

Ой, мой маленький,

Ненаглядненький,

Мой хорошенький,

Мой пригоженький.

дочке:

Ой, моя маленькая,

Ненаглядненькая,

Моя хорошенькая,

Моя пригоженькая.

Ах ты, моя девочка,

Золотая белочка,

Сладкая конфеточка,

Сиреневая веточка.

Ротик-клюковка,

Носик-пуговка,

Глазки-луковка,

Дочка моя-куколка.

Ладушки

Ладушки, ладушки, где были? хлопать в ладоши

- У бабушки.

- Что ели?

- Кашку.

Пили простоквашку.

Кашку поели, шу, полетели, показать крылья руками

На головку сели. Да. ручки на голову

Шли четыре братца навстречу большому: большой палец по очереди

- Здорово, большак! смыкается со всеми остальными.

- Здорово, Васька-указка,

Мишка-середка,

Гришка-сиротка

И крошка-Тимошка!

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папенька,

Этот пальчик – маменька,

Этот пальчик – наш малыш –

Зовут его… (Ванечка)!

Расти, коса, до пояса, проговаривать, расчесывая волосы дочки. Не вырони ни волоса. Расти, косонька, до пят - Все волосоньки в ряд. Расти, коса, не путайся - Маму, дочка, слушайся.

Пили пила, стоя друг на против друга «пилить»

Пили дрова, скрещенными руками.

На печечку, на банечку,

На теплую лежаночку.

Мята, мята, вся примята. схватившись за голову руками, качать головой

В мяте – ёлка, показать руками ёлку (руки вниз и в сторону)

В елке – светёлка, показать домик над головой

А в светёлке любчик, выглядывать в окошечко.

Ванечка-голубчик.

У него есть любка –

Танечка-голубка.

***

Сорока-белобока

***

Цыпа-цыпа, гуль, гуль,гуль, кормить птичек.

Я насыплю – ты поклюй, ты поклюй!

***

Подготовить фонарики – палочки для коктейля украсить полосками разрезанной цветной фольги.

Дети держат палочки перед собой, без напряжения; катают их большим, указательным и средним пальчиками. На последней фразе поднимают руки вверх – салют.

Чигарики, чигарики,

Горят в лесу фонарики.

Что их поразвесили?

В лесу сегодня весело.

У старого медведя

Внучок родился – Федя!

***

Шел медведь к броду, ребенка посадить на колени

Бултых в воду! развести колени в стороны, ребенок падает между ними.

Уж он мок, мок, мок, держа ребенка под мышки, шевелить его в

Уж он кис, кис, кис. разные стороны, как бы пытаясь вытащить.

Вымок, выкис,

Вылез, высох

Встал медведь на колоду, снова посадить на колени и всё заново

Бултых в воду…

На молоденькой лошадке трёх, трёх, трёх, трясем ребенка на коленях

А на старой да на кляче – бух! поочередно поднимаем колени

раздвигаем, ребенок

проваливается в «ямку»

Еду, еду, к бабе, к деду, трясем ребенка на коленях,

На лошадке, в красной шапке,

По ровной дорожке,

На одной ножке,

В старых лапоточках,

По рытвинам, по кочкам,

Всё прямо и прямо, придерживая ребенка,

А потом бух, в ямку раздвигаем колени, ребенок

Провалились! проваливается в «ямку»

.
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2025
uCoz