Полищук Татьяна Сергеевна
Консультация для родителей 09.12.2024г
«Игры звуками — это музыкальная импровизация»
Одной их самых увлекательных и совершенно необходимых для детей форм первичного познания звукового мира, а через него и основ музыкального искусства, являются игры звуками. Удивительно, что этот вид деятельности даже не возник в отечественных музыкальных методиках. Исключение из музыкально- образовательного процесса данного этапа, подобно тому, как это существует в российской практике, закрывает музыкальное творчество для большинства детей даже в простейших формах. Автором, разработавшим идею игр звуками как первоначальной формы знакомства детей с миром музыки, является австрийский композитор Вильгельм Келлер, сподвижник и коллега Карла Орфа. Удивителен мир звуков, окружающих нас. Их так много, и они такие разные: вот жалобно мяукает кот, тонко позванивает хрусталь, таинственно шуршат листья под ногами, визжит тормозами машина и поет скрипка. И каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться ее услышать. Нам, взрослым, только кажется, что вся музыка давно сосредоточилась в фортепиано или симфоническом оркестре. На самом деле это не так - фантазия и воображение могут вдохнуть красочную жизнь в обычные бытовые звуки. «Марш деревянных кубиков», «Полька цветных карандашей» или «Скрипучее рондо» - такие пьесы увлекут не только малышей. Каждый знает, какого цвета небо, солнце, ночь, огонь ... А как ночь звучит? Переливается бархатно-черными звуками рояля или искрится сияющим звездным дождем колокольчиков и хрустальных стаканчиков? Может быть, она певучая и прохладная, как звуки металлофона? Можем ли мы представить и сыграть «разговор двух светлячков», «хор планет», «танец травинок», «марш муравьев»? Кажется невероятным, но можем, и легко. Даже совсем маленькие дети способны импровизировать свою музыку. Рожденная их фантазией, она проста и чудесна, как сама страна детства. Здесь из обычного металлофона рождается мерцающий огонек светлячка, простые рыболовные колокольчики «разговаривают» друг с другом о дружбе, а коробочки с крупой расскажут, как осенью грустно шуршат под ногами листья. Стоит только прислушаться и в легком постукивании карандашом по столу можно услышать незатейливую песенку дождика, в бумажном шелесте - целую сказку, рассказанную простым бумажным листком.
Сам педагогический процесс «омузыкаливания» бытовых шумов (звон, шуршание, стук, шорох) основан на стремлении ребенка самостоятельно организовать звуки, превращая их тем самым в музыку. Когда детям еще недоступны динамические, ритмические, структурные или иные способы организации звуков, единственно возможным способом формообразования становится спонтанная комбинаторика, одушевленная внутренним импульсом: «Это моя музыка!». Пространственно-временная композиция является самой элементарной формой до-ритмической и до-тональной музыки. Использование в музыкальном воспитании шумов и тембровых импровизаций на шумовых инструментах никак не противоречит сути самого музыкального воспитания: «Дитя хочет спонтанно выражать себя через звук и шум и хочет открывать новые звучания. Это будит фантазию и инициативу» (В. Келлер). Построение подобных композиций составляет лишь одну из многих форм активного музицирования детей. Что касается часто возникающих у педагогов сомнений, можно ли называть музыкой тот, с их точки зрения, беспорядочный шум, который ребенок производит с помощью инструмента, то здесь можно только посоветовать попробовать услышать разницу между тем, когда ребенок просто шумит и когда он пытается сыграть собственную музыку. Чуткий педагог безошибочно определит как «присутствие музыки» в потоке звуков, издаваемом ребенком, так и ее отсутствие. В данном случае проблема нам видится в невосприимчивости слушающего к принципиально иным способам организации звуков, которыми пользуется ребенок, не будучи наученным делать это «окультуренно». Музыка - это процесс, целостность которого поддерживается не только структурой, но также внутренними и внешними напряжениями. О феномене присутствия в музыке организующей силы духовной энергии замечательно написал Р. Штайнер: «Не правда ли, дело заключается в том, чтобы овладеть звуками? Но звуки - не музыка! Так же как тело человека не является его душой, так и звуки - это не музыка. Музыка находится между звуками. Существенно то, что есть между ними». Практика показывает, что даже трехлетние дети интуитивно знают об организующей силе духовной энергии, и не назвать «музыкой» их творческие проявления может только абсолютно глухой к сути самой музыки человек.
Кузнецова Наталья Юрьевна
Во что играть с детьми дома.
статью подготовила Кузнецова Н.Ю.
Каждый человек уже в силу своего рождения становится причастным к той или иной национальной культуре. Он впитывает ее с молоком матери, едва родившись на свет, с колыбельными песнями в младенчестве, со сказками и преданиями в детстве и со всеми обрядовыми, этическими эстетическим укладом жизни. Постепенно он сам становится носителем, а затем и со-творцом культуры своего народа.
Сегодня вновь стала актуальной идея возрождения России как многонационального государства, ее многонациональной культуры, национальной школы, осознание и познание своих национальных корней и умелое использование всего этого духовного богатства в воспитании и обучении молодого поколения.
ЧТО ТАКОЕ НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА?
Народная педагогика – система воспитания, основанная на национально-исторических особенностях конкретного народа, его традициях, обычаях, вере, и отражающая его менталитет, психологический склад и эмоционально-эстетические пристрастия. Народная педагогика аккумулировала в себе основные педагогические идеи многовекового опыта народа: сотрудничество в совместной жизнедеятельности, духовную самоотдачу и милосердие, возвышение духовных потребностей над «земными» и многое другое.
Цели народной педагогики: • формирование традиционного мировоззрения, «народности» души. • формирование нравственных привычек, воспитание трудолюбия, пробуждение у детей доброты и любви к людям, к родной природе. • развитие интереса, внимания к окружающему миру, народному слову и народным обычаям. • обогащение знаний о природе, развитие ума. • формирование эстетической, духовной культуры, воспитание художественного вкуса, тонкого ощущения прекрасного. • забота о здоровье, физическое развитие. • приобщение к истокам родного, истинного народного творчества,
знакомство с историей и традициями народа, воспитание национального достоинства. Все эти цели достигаются с помощью средств народной педагогики, устного и прикладного народного творчества и народных традиций.
Для развития ребенка важно развивать оба полушария головного мозга. За абстрактное мышление и речь отвечает левое полушарие, а художественные и музыкальные занятия помогают развиться правому полушарию. Поэтому так важно привить ребенку любовь к музыке. Играя с ребенком мамы, бабушки напевали ему маленькие песенки-потешки. Ребенок впитывал их с раннего детства, любил их, и на всю жизнь оставлял в памяти, передавая своим детям.
Некоторые игры с детьми я вам и покажу. Ценность этих игр в том, что они развивают разнообразные способности и умения.
Мир матери и ребенка
Взрослый (мама или папа), поглаживая ребенка по голове, по плечам ласково и нежно говоря сыну:
Ой ты, мой сыночек,
Пшеничный колосочек,
Лазоревый цветочек,
Сиреневый кусточек.
Ой, мой маленький,
Ненаглядненький,
Мой хорошенький,
Мой пригоженький.
дочке:
Ой, моя маленькая,
Ненаглядненькая,
Моя хорошенькая,
Моя пригоженькая.
Ах ты, моя девочка,
Золотая белочка,
Сладкая конфеточка,
Сиреневая веточка.
Ротик-клюковка,
Носик-пуговка,
Глазки-луковка,
Дочка моя-куколка.
Ладушки
Ладушки, ладушки, где были? хлопать в ладоши
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
Пили простоквашку.
Кашку поели, шу, полетели, показать крылья руками
На головку сели. Да. ручки на голову
Шли четыре братца навстречу большому: большой палец по очереди
- Здорово, большак! смыкается со всеми остальными.
- Здорово, Васька-указка,
Мишка-середка,
Гришка-сиротка
И крошка-Тимошка!
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папенька,
Этот пальчик – маменька,
Этот пальчик – наш малыш –
Зовут его… (Ванечка)!
Расти, коса, до пояса, проговаривать, расчесывая волосы дочки. Не вырони ни волоса. Расти, косонька, до пят - Все волосоньки в ряд. Расти, коса, не путайся - Маму, дочка, слушайся.
Пили пила, стоя друг на против друга «пилить»
Пили дрова, скрещенными руками.
На печечку, на банечку,
На теплую лежаночку.
Мята, мята, вся примята. схватившись за голову руками, качать головой
В мяте – ёлка, показать руками ёлку (руки вниз и в сторону)
В елке – светёлка, показать домик над головой
А в светёлке любчик, выглядывать в окошечко.
Ванечка-голубчик.
У него есть любка –
Танечка-голубка.
***
Сорока-белобока
***
Цыпа-цыпа, гуль, гуль,гуль, кормить птичек.
Я насыплю – ты поклюй, ты поклюй!
***
Подготовить фонарики – палочки для коктейля украсить полосками разрезанной цветной фольги.
Дети держат палочки перед собой, без напряжения; катают их большим, указательным и средним пальчиками. На последней фразе поднимают руки вверх – салют.
Чигарики, чигарики,
Горят в лесу фонарики.
Что их поразвесили?
В лесу сегодня весело.
У старого медведя
Внучок родился – Федя!
***
Шел медведь к броду, ребенка посадить на колени
Бултых в воду! развести колени в стороны, ребенок падает между ними.
Уж он мок, мок, мок, держа ребенка под мышки, шевелить его в
Уж он кис, кис, кис. разные стороны, как бы пытаясь вытащить.
Вымок, выкис,
Вылез, высох
Встал медведь на колоду, снова посадить на колени и всё заново
Бултых в воду…
На молоденькой лошадке трёх, трёх, трёх, трясем ребенка на коленях
А на старой да на кляче – бух! поочередно поднимаем колени
раздвигаем, ребенок
проваливается в «ямку»
Еду, еду, к бабе, к деду, трясем ребенка на коленях,
На лошадке, в красной шапке,
По ровной дорожке,
На одной ножке,
В старых лапоточках,
По рытвинам, по кочкам,
Всё прямо и прямо, придерживая ребенка,
А потом бух, в ямку раздвигаем колени, ребенок
Провалились! проваливается в «ямку»
. |
---|
Вход на сайт |
---|
Поиск |
---|