Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 28.03.2024, 19:53

Сайт ГБДОУ №41

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

2 группа "Совята"

2 группа "Совята"

Воспитатели:

                   Петрова Марина Григорьевна

                  

                   Косторных Татьяна Владимировна

                 

Помощник воспитателя

                   Сывороткина Надежда Павловна

КОСТОРНЫХ ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА

                                                                     Воспитатель группы № 2 «Совята»

                                                            ГБДОУ № 41 Адмиралтейского района СПб

 

                       ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 2-3-х ЛЕТ

 В соответствии с периодизацией, принятой в оте­чественной психологии, дошкольным детством счи­тается период от 3-х до 7-ми лет. Пред­шествуют ему период младенчества (от 0 до 1-го года) и раннего возраста (от 1-го года до 3-х лет).

 Важнейшими психическими новообразованиями  раннего возраста являются возникновение речи и наглядно-действенного мышления. Свидетельством перехода от периода младенчества к периоду ран­него детства является развитие нового отношения к предмету, который начинает восприниматься как вещь, имеющая определенное назначение и способ употребления. Усвоение предметных действий про­исходит в 3 этапа.

I этап. В результате прямого обучения или под­ражания действиям взрослого происходит установ­ление связи предмета с его назначением.

  1. этап.  Усвоение функциональной нагрузки предмета, использование его строго по назначению.

Ш этап. На основе знания назначения предмета происходит более свободное его использование, употребление для других целей.

Для того чтобы предметная деятельность носи­ла развивающий характер, необходимо, чтобы ре­бенок освоил разнообразные действия с одним и тем же предметом. Поэтому предметно-развиваю­щая среда, окружающая ребенка, не должна пере­гружаться большим количеством игрушек.

Успешное овладение предметной деятельностью является основой для развития игровой и продук­тивной (рисование, лепка, конструирование) дея­тельности.

В этот период жизни у ребенка происходит ин­тенсивное формирование активной речи, которое идет в процессе совместной деятельности со взрос­лым. Другой стороной является понимание речи взрослого. Педагогам и родителям нужно стимули­ровать высказывания ребенка, побуждать говорить о своих желаниях. Есть одна известная психологи­ческая сказка о мальчике, который заговорил в 5 лет. Родители просто с ног сбились, водя его по вра­чам и экстрасенсам, но все их усилия оставались тщетными. И вот однажды, когда вся семья села обедать, ребенок отчетливо произнес: «Мне нечем есть!» В доме переполох, мама в обмороке, папа не помнит себя от счастья. Когда эйфория прошла, у ребенка спросили, почему он молчал все это время. Малыш вполне резонно ответил: «А зачем мне было говорить? Вы и так все за меня говорили»...

С развитием слушания и понимания сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации, происходит использование речи как средства позна­ния действительности, как способа регуляции пове­дения и деятельности ребенка со стороны взрослого.

Восприятие ребенка этого возраста носит непро­извольный характер, он может выделить в пред­мете лишь его ярко выраженные признаки, часто являющиеся второстепенными. Развитие восприя­тия происходит на основе внешнеориентированного действия (по форме, величине, цвету) при не­посредственном соотношении и сравнении предме­тов. Задача взрослого - - правильно назвать при­знаки и действия предмета. Детям этого возраста наиболее полезны самообучающие (автодидактичес­кие) игрушки: матрешки, вкладыши, пирамидки и т. д. Ребенка необходимо знакомить с цветовым спектром, эталонами формы (основные геометри­ческие фигуры).

Малыш в возрасте 2-3-лет спо­собен различать:

  • 5 форм (круг, квадрат, треугольник, прямоу­гольник, овал);
  • 8 цветов (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный, фиолетовый, оранжевый).

Основной способ познания ребенком окружаю­щего мира -- метод проб и ошибок, поэтому дети очень любят разбирать игрушки.

Важнейшей способностью, формирующейся к 3-м годам, становится способность к постановке ка­кой-либо цели в играх и поведении.

В связи с тем, что внимание, восприятие и память ребенка непроизвольны, он не может сразу прекратить что-то делать или выполнить сразу несколько действий. Узнать и запомнить он может только то, что ему понравилось или запомнилось «само по себе».

Особый интерес представляет интеллектуальное и по­знавательное развитие маленьких детей. Вспомним, что они овладевают речью за какие-нибудь 2-3 года. В год ре­бенок произносит примерно 10 слов, в 2 года — 300-400, а к 3 годам в его активном словаре уже 1500 и более слов. Ребенок познает грамматический строй языка, от простых предложений переходя к сложным, в том числе к сложно­подчиненным. Он употребляет слова, обозначающие не только предметы и действия, но и признаки предметов, их количество и т. д. Значительные изменения происходят и в мышлении: дети начинают решать несложные практи­ческие задачи, порой проявляя завидную смекалку.

Было бы ошибкой предполагать, что все это приходит к ребенку спонтанно, само собой. Чтобы он развивался, не­обходимо общение со взрослым, который способствует формированию мышления и речи, развитию познаватель­ной активности.

Усилия взрослого попадают на благодатную почву, по­тому что именно в ранние годы происходит интенсивное развитие мозга, т. е. увеличение мозгового вещества. Та­кого не будет ни в один последующий период жизни. Так, например, к семи месяцам после рождения мозг ребенка увеличивается в два раза, к полутора годам — в три раза, а к трем годам составляет уже три четверти массы мозга взрослого. И происходит это не спонтанно, не само собой, а, как уже говорилось выше, под влиянием окружающей среды и развивающего общения. Не случайно ранние годы называют сензитивным периодом развития, когда закла­дываются основы интеллекта и мышления, высокой умст­венной активности во взрослом состоянии. Именно поэто­му ранний возраст — важнейший стартовый период жиз­ни человека.

Вместе с тем следует признать, что педагогика раннего детства требует специальных знаний, методов и подходов, необходимых для реализации задач развития и воспита­ния самых маленьких и основанных на их возрастных воз­можностях. Необходимо знать, что в первые годы жизни ребенок живет по особым психическим законам и позна­ние окружающего мира, развитие речи, формирование мышления имеют свои специфические особенности.

Известно: чем меньше ребенок, тем больше он отлича­ется от взрослого в физическом и психическом отноше­нии. Как писал Л.С. Выготский, душевная жизнь малень­кого ребенка «отличается самым серьезным образом от психической жизни, возможной при развитой и зрелой центральной нервной системе»1.

В ранний период жизни ведущим видом деятельности ребенка является предметная деятельность. Именно она оказывает наибольшее влияние на его развитие, поэтому и называется ведущей.

На первый взгляд примитивные действия, которыми занят ребенок (бросает кубики, что-то строит из них, пы­тается большой шарик втолкнуть в малое отверстие, вы­сыпает песок из ведра, надевает кольца на пирамидку и т. д.), имеют исключительное значение для его интеллек­туального развития. Благодаря этим действиям, ребенок познает свойства предметов (большой-маленький; твер­дый-мягкий; легкий-тяжелый), их количество (один, много, мало), форму (шар, куб, круг, кольцо). Он узнает, что предмет не может одновременно обладать взаимоис­ключающими свойствами (например, быть сухим и мок­рым), что свойства его относительны: большой мяч «ста­новится» маленьким, если его сравнивать с еще большим. Так происходит накопление чувственного опыта, который ребенок еще не может выразить словами, но он практиче­ски осваивает окружающую его действительность, и это очень важно.

Следовательно, понимание и освоение мира происходят сначала через решение практических и — позднее —логи­ческих задач, и эта последовательность объективна: чело­век не сразу овладевает высшими формами мышления.

У двух-, трехлетних детей анализ, синтез, сравнение и другие мыслительные операции еще неотделимы от прак­тических действий с предметом, с реальным расчленением его на части и соединением элементов в одно целое и т. д.

В раннем детстве мышление носит наглядно-действен­ный характер, но постепенно формируется наглядно-об­разное мышление, свойственное дошкольному периоду детства, а затем — отвлеченное, логическое. При этом ранние формы мышления не исчезают, а как бы свертыва­ются, но в нужный момент взрослый извлекает их из глу­бин своего сознания.

Какова связь между развитием речи и мышлением ре­бенка? Каждый из нас встречал детей смышленых, но еще плохо говорящих. Действительно, в раннем возрасте, на 2-3-м году жизни, наблюдаются большие индивидуаль­ные различия в освоении речи: одни начинают говорить рано, при этом четко произносят слова; другие хорошо по­нимают речь, но сами говорят мало. Постепенно — в про­цессе роста ребенка и его развития — эти различия сглаживаются. Свою роль играют и специальные занятия по развитию речи.

Речь — это деятельность, в процессе которой люди об­щаются друг с другом при посредстве родного языка.

Важно различать понимание речи (пассивный словарь) и произнесение слов — активная речь (активный сло­варь). Понимание речи приходит раньше активного ее ос­воения. Пассивный словарь всегда значительно шире, чем активный.

Задачами первых лет жизни являются, во-первых, рас­ширение понимания речи взрослых и, во-вторых, форми­рование активного словаря ребенка. Это важно, потому что в процессе речевого общения ребенок, как и взрослый, обогащает свои знания не только путем индивидуального практического опыта, но и путем усвоения общественного опыта, накопленного многими поколениями. Итак, речь имеет прямое отношение к познавательному развитию: с ее помощью ребенку сообщаются определенные знания, передаются умения и навыки. Как считают психологи, ре­бенок присваивает общественно-исторический опыт чело­вечества, «застывший» в предметах материальной и ду­ховной культуры, а речь, родной язык относятся к эле­ментам духовной культуры.

Речь не только служит познанию, но и является необхо­димым средством, орудием человеческого мышления. Че­ловек мыслит словами, произнося их громко или про себя (внешняя и внутренняя речь).

Первые обобщения ребенок начинает делать по несуще­ственным признакам. Так, например, все мягкое — это «киса» (кошка), а все круглое — «лябико» (яблоко).

Овладение обобщениями по существенным признакам на 2—3-м году жизни является необходимым условием развития мышления и интеллектуальной компетентнос­ти этого возраста .

            ПЕТРОВА МАРИНА ГРИГОРЬЕВНА

                                                                     Воспитатель группы № 2 «Совята»

                                                            ГБДОУ № 41 Адмиралтейского района СПБ

                 ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Одной из важнейших задач физического воспитания детей является развитие основных движений. Это жизненно важные движения, без которых нельзя обойтись ни в одном виде деятельности (бытовой, игро­вой, учебной, трудовой). К основным движениям относятся ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье.

Дети начинают овладевать всеми видами основных движений в ран­нем возрасте. К году они самостоятельно ходят, на втором и третьем году начинают бегать, прыгать, лазать, бросать и ловить предметы (мяч, мешочки с песком и др.).

Однако особенности костно-мышечного аппарата, нервной системы, психических процессов таковы, что дети в раннем возрасте не могут в полной мере овладеть техникой основных движений, а овладевают ею в общих чертах. Движения их недостаточно координированы, им трудно сохранять равновесие. Учитывая эти особенности, взрослым необходимо постепенно обогащать двигательный опыт детей, способствовать совер­шенствованию их движений. Уже в раннем возрасте необходимо форми­ровать умения действовать в разных условиях и разными способами. Это даст возможность ребенку двигаться более свободно и самостоя­тельно.

В решении этих задач эффективным средством являются подвиж­ные игры, так как дети охотно играют в них: они привлекают малышей разнообразием сюжетов, двигательных заданий. В ситуации игры можно легко изменить условия, которые потребуют от ребенка выполнения движений разными способами. Дети могут идти в гости к кукле обычным способом, а могут по мостику (ограниченная поверхность), по извилис­той, мягкой дорожке и т. п.

Знакомство с разными способами выполнения одних и тех же движе­ний обогащает самостоятельную двигательную деятельность детей.

Следует отметить, что в подвижных играх дети не только учатся правильно двигаться, но и уточняют знания об окружающей жизни, свойствах предметов, знакомятся с новыми словами и учатся произно­сить их.

В подвижных играх развивается память, внимание, воображение. Малыши учатся ориентироваться в пространстве (зал, участок, группо­вая комната), согласовывать свои действия с действиями сверстников. Они приобретают опыт общения со взрослыми и детьми.

Подвижные игры являются важным средством развития личностных качеств: самостоятельности, активности, инициативности — и таким

.
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
uCoz